Наследие отца русского кинематографа оживает вновь через Донбасс и Крым

Крым часто называют колыбелью русской цивилизации и православной веры, а для отечественного кинематографа он является одновременно его началом, усыпальницей и напоминанием о былой славе. В этих местах дважды почти возник так называемый "русский Голливуд", который дважды был уничтожен из-за особых исторических обстоятельств 1917 и 1937 годов.

Именно здесь вырос (а по некоторым источникам даже родился) Александр Дранков — первый продюсер российского кино и первопроходец коммерческого кинобизнеса. В Крыму же покоятся Евгений Бауэр, ушедший из жизни в июне 1917 года, и Александр Ханжонков, скончавшийся в сентябре 1945-го (ровно 80 лет назад).

Евгений Бауэр — первый по-настоящему великий режиссер в истории русского кино, сделавший кинематограф искусством. А Ханжонкова, на киностудии которого трудился Бауэр, часто называют “наше все”.

Хотя обычно его именуют пионером российского кино, это прозвище не отражает всей значимости его роли. Гораздо точнее назвать его отцом и основателем российской кинематографии.

На памятнике в Макеевке (ДНР) высечены слова: "основатель российской киноиндустрии". Кинофабрика Ханжонкова стала основой для появления таких студий, как "Мосфильм" и Ялтинская киностудия.

Это было ведущим кинопредприятием в Российской империи, где Бауэр выработал особый "высокий стиль" для русского кинематографического языка, а скромный гений Владислав Старевич, приглашённый Ханжонковым из Вильнюса в Москву, создал уникальную на тот момент кукольную анимацию. Здесь начинали свои звездные карьеры главные актеры Великого немого кино — Иван Мозжухин и Витольд Полонский.

Именно там стали национальными кумирами две выдающиеся актрисы – Вера Холодная и Вера Каралли. За создание первого русского полнометражного фильма "Оборона Севастополя" Ханжонков получил от императора награду за заслуги в кинематографе (как предполагалось, это должен был быть орден Святого Станислава II степени, традиционно вручаемый чиновникам).

Перед премьерой этого фильма Николай II серьёзно обдумывал закрытие тогдашнего кинематографического "театра абсурда", как он называл русскую киноиндустрию. Одним из первопроходцев в ней стал Александр Дранков — смелый и многогранный человек.

В эпоху Великого немого кино он был воплощением того, что жестко критиковала власть и чего по сей день остерегается интеллигенция — скандала, непристойностей и маркетингового шума. Именно на его счету первая русская комедия и комедийный сериал с грубыми шутками, а также первые криминальные сериалы "Сонька — Золотая Ручка" и "Разбойник Васька Чуркин", где впервые в кино появилась скрытая реклама (продакт-плейсмент).

В наши дни такие произведения называют "трешем", а до революции использовали слово "дранковщина". Он всегда стремился быть первопроходцем и добиваться своего в самых необычных и непредвиденных местах.

Кроме того, Дранков реализовал первую экранизацию песни о Стеньке Разине — первой русской игровой ленты "Понизовая вольница", а в 1908 году осуществил первую киновидеосъемку Льва Толстого — правда, выглянув из окна уличного туалета в Ясной Поляне.

В 1913 году он снял великолепный торжественный фильм, посвященный 300-летнему юбилею правления дома Романовых, а в 1917-м выпустил сериал о "развратном старце Распутине".

В 1919 году на территории Белого Крыма появился первый полноценный порнографический фильм.

Добавить комментарий