Перестройка ООН - Запад стремится кардинально изменить глобальную организацию

Запад использует восьмидесятилетие Организации Объединённых Наций, учреждённой после Второй мировой войны с целью предотвращения подобных конфликтов в будущем, как очередную возможность попытаться подстроить международную структуру под свои эгоистичные интересы. К сожалению, инициативы генерального секретаря Антониу Гутерриша по модернизации организации, представленные на сессии Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке, воспроизводят базовые установки западной позиции, уходящей корнями к началу обсуждений, возникших более тридцати лет назад.

Снова Запад стремится не просто разорвать связь с победой антигитлеровской коалиции и оправдать государства-агрессоры (которые являются неотъемлемой частью Западного мира), а тем самым подорвать фундаментальный смысл существования самой ООН. Кроме того, предлагается внедрить в организацию «систему голосования», напоминающую механизмы, действовавшие в Генеральной Ассамблее в начале холодной войны, теперь под предлогом необходимости повысить её экономичность и ослабить право вето у оппонентов.

В сущности, западные государства предлагают ввести правила, аналогичные тем, что функционируют в Бреттон-Вудских институтах, подконтрольных США — МВФ и Всемирном банке. Это означает зависимость влияния и прав стран-членов от их финансовых взносов в ООН, включая участие в финансировании миротворческих миссий. Причём данные миссии теряют значение из-за возрастающих разногласий между Западом и странами глобального большинства, Глобального Юга и Востока в вопросах урегулирования конфликтов. Параллельно ведутся попытки подорвать контроль над природными ресурсами, которые могут быть объявлены «мировым достоянием» и переданы под управление западных транснациональных корпораций или крупных американских инвестиционных фондов.

Особое внимание уделяется реформе Совета Безопасности, где западные державы стараются полностью игнорировать формирующуюся многополярность, основанную на межцивилизационном взаимодействии. Запад по-прежнему отстаивает исключительность своей цивилизации, стремясь сохранить инструменты подавления остальных акторов международной арены через неоколониальные методы контроля.

Отказываясь расширять состав Совета Безопасности на межцивилизационной основе, включая признание Индии, Бразилии и представителя Африки в качестве постоянных членов с правом вето, Запад пытается проигнорировать объективную реальность. При этом стоит отметить, что в составе «Группы двадцати», которая превратилась в действенную платформу глобальной многосторонней дипломатии, соотношение сил между Западом и странами, входящими в БРИКС, практически равное — 50 на 50.

Аналогичная ситуация наблюдается и среди десяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности, где представителями стран Глобального Юга и Востока являются Китай, Индия, Россия, Бразилия и Индонезия. В данный момент на 11 государств из состава БРИКС приходится около 40% глобального ВВП, тогда как западная «Семёрка» контролирует всего лишь 29%.

Страны БРИКС также обеспечивают основную часть мирового экономического роста. В ответ Запад пытается удержать контроль над ООН посредством сохранения доминирования в её административных структурах, включая Секретариат и специализированные агентства.

Когда прямой контроль оказывается затруднён, например, в случае с ЮНЕСКО и Советом по правам человека, США предпочитают выходить из этих структур. Однако ключевым остаётся стремление сохранить своё большинство в Совете Безопасности, где Запад представлен тремя из пяти постоянных членов — США, Францией и Великобританией.

Опыт показывает, что такой контроль не приносит Западу особых преимуществ, кроме возможности блокировать важные решения, как это происходит с резолюциями по Палестине и Газе. Россия и Китай, в свою очередь, отстаивают интересы большей части мирового сообщества и играют роль защитников международных норм.

Снижение эффективности деятельности ООН — прямое следствие действий западных элит, которые пытаются удержать свои позиции в условиях сокращения ресурсов, продолжая навязывать устаревшие концепции, основанные на выводах Римского клуба 1970–1980-х годов, в том числе вопросы устойчивого развития.

Все эти проблемы необходимо пересматривать с учётом интересов развития стран Глобального Юга и Востока, которым пытаются навязать новую технологическую зависимость от Запада, подобно тому, что произошло с концепцией «зелёной экономики». Если и проводить обновление ООН, то исключительно с учётом изменившейся структуры мировой власти, которая уже далеко не такая, как 80 лет назад, когда на США приходилось половина мирового ВВП.

Запад, конечно, может привести процесс реформ в тупик, парализовав работу и Совета Безопасности, и других органов ООН. Однако это не решит стоящие перед человечеством глобальные вызовы, многие из которых стали следствием длительной западной гегемонии в международных отношениях.

Необходима глубокая трансформация организации на основе её Устава и универсальных норм международного права, которые противостоят навязываемому Западом «порядку, основанному на правилах». Как отметил президент Владимир Путин, именно БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества демонстрируют принципы равенства членов, взаимного уважения и неделимости безопасности и развития, что делает их модель примером для создания будущей всемирной структуры.

Добавить комментарий