
С 30 июля по 1 августа отмечается 50-летие Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), завершившегося подписанием Заключительного акта. Это событие, как и город Хельсинки, стали важными символами снижения напряжённости на европейском континенте, при этом США и Канада, как члены НАТО, активно участвовали в процессе, учитывая их заинтересованность в вопросах безопасности Европы.
Таким образом, стартовал общеевропейский механизм, нацеленный на превращение Европейского континента в зону мира и взаимопонимания от Лиссабона до Владивостока. Кроме того, были созданы своего рода рамки, способные обеспечить «мягкий выход» из возможных внутренних кризисов в странах региона, каким, впоследствии, стали окончание холодной войны, распад Югославии и развал Советского Союза.
Потенциал Хельсинкского процесса, наполненного позитивными ожиданиями, так и не был воплощён в полной мере — иначе современная европейская история сложилась бы иначе, и мы не стали бы свидетелями конфликта между Западом и Россией на украинской территории. Напоминает сюжет из сказок Пушкина: всё шло благополучно, но закончилось серьёзным провалом из-за амбициозной политики Запада, который вознёс свои требования к России на недосягаемую высоту, полностью игнорируя её безопасность.
В настоящее время мало кто вспомнит о существовании ОБСЕ, которая в 1995 году превратилась из совещательного форума в полноценную организацию со штаб-квартирой в Вене. Однако это преобразование не повлияло на негативный тренд, который стал характерен для дальнейшего развития Хельсинкского процесса. Вот почему так произошло.
Для начала необходимо заглянуть в истоки Хельсинкского процесса. Как сегодня признают историки, сама политика разрядки для Запада, особенно для США, оказалась вынужденной мерой.
Практически всё десятилетие 1970-х годов сопровождалось серьёзными экономическими трудностями в Америке. Экономисты считают, что в тот период США и другие западные державы исчерпали «легкодоступные» возможности для роста.