«Виртуальная бабушка из Билайна вступит в борьбу с аферами в сети»

Компания Билайн испытывает инновационный продукт под названием "Кибербабушка"*, представляющий собой искусственный интеллект, который выступает в роли пожилой женщины при общении с мошенниками, отвлекая их и расходуя их ресурсы, сообщает пресс-служба оператора. В организации пояснили, как функционирует этот инструмент.

Суть работы заключается в том, что ИИ-алгоритм анализирует запросы мошенника, после чего крупная языковая модель (LLM – Large Language Model) генерирует контекстно актуальный ответ, который мгновенно преобразуется в голосовое сообщение. В результате мошенник получает оперативные ответы и думает, что ведёт диалог с пожилой дамой.

Это позволяет злоумышленнику тратить своё время и силы, общаясь не с реальным человеком, а с ИИ, тем самым предотвращая вред реальным клиентам. Данное решение является новым этапом в развитии защитных технологий, применяемых Билайном для сохранения безопасности пользователей.

Ранее антифрод-система оператора уже фильтровала подозрительные звонки, перенаправляя их на виртуального помощника. В таком случае абонент сталкивался с голосовым ботом, который поддерживал диалог некоторое время. Однако преступники быстро понимали, что разговаривают с роботом, и прекращали звонок, пытаясь дозвониться заново.

После внедрения "Кибербабушки" нежелательные вызовы, направленные абонентам пожилого возраста, будут автоматически перенаправляться на ИИ, который имитирует естественное живое общение. К первому кварталу 2026 года планируется добавить в команду "киберсемью" – персонажей различного пола и возраста, чтобы обслуживать клиентов с разными профилями.

Разработкой занимаются специалисты Центра компетенций по ИИ в Билайне, используя как открытые программные решения, так и собственные наработки. В будущем компания намерена заменить внешние технологии на собственные и расширить возможности модели для параллельного общения с многочисленными мошенниками по всей сети Билайна.

Эта система будет доступна всем пользователям сервиса "Моя безопасность" в рамках бесплатного базового пакета услуг. С января по октябрь 2025 года антифрод-платформа оператора заблокировала около 646 миллионов потенциально опасных звонков, из которых свыше 233 миллионов были адресованы людям пожилого возраста. "Кибербабушка" станет значительным шагом в защите наиболее уязвимых категорий клиентов.

На данный момент продукт тестируется с одним голосом и в ограниченном масштабе — происходит изучение поведения мошенников и дообучение модели. Уже с января количество персонажей и голосов увеличится, а к середине 2026 года технология охватит всю сеть оператора," – говорится в сообщении пресс-службы со слов директора по антифроду Петра Алферова.

Добавить комментарий